Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

Госбюджет — это основной документ, разрабатываемый правительством РФ. Его формируют с целью грамотного распределения правительственных средств на один год. В основе бюджета субъектов Российской Федерации положено 2 части: открытая и закрытая.

Анализ первой части необходим для расчета отчислений на поднятие социальной планки жизни населения, а также расчета денег на пенсионные выплаты. На основе анализа закрытой части просчитываются другие закономерности затрат.

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

Из чего формируется

Процесс составления и исполнения годовой национальной казны определяется нормативными документами. Президент РФ согласно прописанным в законопроекте условиям утверждает сроки разработки правительственного бюджета на следующий год.

Планирование затрат — совместная деятельность министерств и законодательных органов. При прогнозировании проектов намечаются отправные точки формирования казны, рассматривается баланс уже растраченных средств, выводится социально-экономический прогноз.

Сформированный проект передается на рассмотрение президенту РФ. Только после одобрения президента проект передается на утверждение в парламент.

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

Любую казну формируют отрасли экономики. Казну России составляет баланс суммы затрат и суммы доходов. Методы ее формирования следующие:

  • Бюджетный. Он основывается на налоговых отчислениях и зарегистрированных в государственных предприятиях;
  • Кредитный. Он основан на получении процентов с займов, взятых в других государствах.

Политика формирования казны заключается в прогнозировании доходов и затрат, разработки финансовых проектов, контроля исполнения поставленных задач и анализ итогов.

Расходные статьи

«Из чего складывается бюджет?» – вопрос несложный. Он складывается из различных источников. Все доходы общегосударственного фонда — это совокупность поступающих в казну национальных средств в виде налоговых и не налоговых сборов.

Основное

Примерно 84% поступлений формируются на основе налоговых отчислений. Здесь понимают налоги на хозяйствование предприятий, все косвенные налоги государства, связанные с реализацией продукции и услуг.

Под национальными затратами понимают политику хозяйствования внутри РФ. Деньги делятся на текущие затраты и капитальные расходы. Текущие расходы направляются на стабилизацию общегосударственной политики. Деньги также уходят на субсидии и субвенции. Все капитальные отчисления уходят на инвестиции и развитие инноваций.

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

Относительно целей, деньги можно поделить на:

  • Военные затраты. Они направлены на поддержание национальной безопасности страны, в том числе на поддержание армии в боевом состоянии, а также на формирование бюджета МВД.
  • Затраты на здравоохранение страны.
  • Заработную плату Президенту РФ, а также политикам страны. Все чиновники не имеют право заниматься коммерческой деятельность, поэтому заработная плата им начисляется непосредственно из казны страны.
  • Общегосударственные отчисления, направленные на выплаты страховым организациям. Такие выплаты направлены на содержание государственных учреждений, на стабилизацию работы муниципальной сферы экономики.
  • Экономическое расходование. Все экономические траты направляются на субсидии отдельным отраслям хозяйствования. Деньги уходят в первую очередь на погашение государственного долга. Казна для таких трат часто пополняется драгоценными металлами и резервной валютой.
  • Внешнеполитическое потребление. К ним относят расходы на политическую деятельность государства за его пределами. Затраты, направленные на стабилизацию рыночных отношений между соседними странами.

Оплата министерств

Характерно, что правительство каждый год распределяет средства между министерствами. Одновременно прописываются цели расходования денег. К примеру, бюджет министерства науки на 2020 год составил 403,8 млн евро. Для этой области характерно, что вырастает финансирование образования студентов, а также выделяются деньги на курсы повышения квалификации преподавателей.

На казну здравоохранения государство выделило примерно 1,2 млрд евро. Деньги выделяются на повышение зарплат медиков в особенности. Также повышается качество медицинских услуг, на которые государство выделяет деньги из казны.

Для министерств по статистике выделено до 457,17 млн евро. Дополнительное финансирование будет выделяться на повышение качества дорожного полотна. Сюда также относят расходы на улучшение качества проложенных железнодорожных линий.

Важно заметить, что на казну министерства благосостояния выделяется до 703,1 млн евро. По данным Минблага государственная казна должна быть значительно повышена в следующем году. Планируется повысить и пенсионные выплаты.

Таким образом ведется выделение средств на другие бюджеты государства.

Правительственные затраты

Расходы связаны с отчислением денежных средств на содержание института города, а также на поддержание цикла государственных закупок товаров и другого рода услуг.

Национальные закупки товаров и услуги могут быть самого различного вида – начиная с расходов на строительство за счет бюджета школ, других медицинских учреждений и поддержание в порядке дорог, а также объектов культуры, и заканчивая приобретением сельскохозяйственной продукции. К таким правительственным расходам относят и все внешнеторговые закупки. Отличительный признак этих закупок в этом, что средства на них расходуются из казны.

В современных рыночных условиях бюджет является мощным рычагом правительственного регулирования экономики и воздействия на хозяйствование страны. Бюджет сегодня — это многоплановый документ, передающий все многообразие государственных функций, выполняемых им.

Прочее

Все государственные расходы выступают в следующих формах:

  • Форма государственного заказа, распределяемого на конкурсной основе.
  • Строительство за счет вложения капитальных вложений.
  • Расходы на оборону страны и другие сферы управления экономики.

Основная доля всех государственных расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей с самоуправлением.

Важно, чтобы политика расхода денежных средств была целенаправленной. Нужно соблюдать баланс между затратами и доходами для избежания возникновения ситуации дефицита и профита гос. бюджета.

Показатели прошлых лет

Конечно, государственные средства внутри страны не распределялись одинаково по годам. Каждый год вносились правки в общую экономическую картину. Источники для бюджета городов и бюджета регионов мало отличимы друг от друга.

2016

Ключевыми показателями при формировании государственного бюджета в 2016 году стали показатели стоимости одного барреля нефти марки Brent. Расчеты политиков показали, что стоимость одного барреля этой нефти доходила до 50 долларов США, при этом курс американской валюты по отношению к рублю составил 63,3 рубля. Для 2016 года характерны следующие показатели:

  • Доходная часть составляла 13 738,5 млрд рублей. Увеличение объема сохраненных сбережений было принято реализовывать за счет увеличения прибыли с нефтегазовой промышленности.
  • Расходная часть составляла 16 098, 6 млрд рублей.
  • Предполагаемая величина резервного фонда страны доходила до 5 507,1 млрд рублей.

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

Доля бюджетных расходов была неоднородна. В первую очередь государство отчисляло средства на социальную политику. Это 27,7 % всей доли бюджета. Затем средства отчислялись на оборону — 19,2 % всех сбережений. После, на национальную экономику и правоохранительные системы. Далее, по уменьшению средства отчислялись на значимые сферы экономики.

2017

Динамика распределения средств страны в 2017 году зависит от котировок цен на нефть, газ, а также котировки стоимости золота и других драгоценных металлов. В 2017 году большое значение имели введенные санкции. Таким образом в 2017 году:

  • Доходы составляли 13.488 млрд. рублей.
  • Расходы составляли 16.241 млрд. рублей.
  • Дефицит составлял 2.753 руб.

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

В 2017 году курс доллара составлял 67,5 рублей, что значительно меньше, чем на сегодняшнее время. Относительно процентной политики нет различий с политикой 2016 года. В первую очередь средства уходят на следующие статьи:

  • Социальная политика — 30,8%.
  • Оборона страны — 17,2%.
  • Национальная экономика — 12,8% и так далее по убыванию.

2018

За основу расчетов в 2018 году были взяты показатели одного барреля нефти марки Urals. В то время средний по году курс доллара составлял 64,7, процент инфляции доходил до 3,7%, показатели доходов страны в 2018 году стал значительно выше по отношению к 2017 году и составил 15,182 трлн рублей. Суммы расходов государства доходили до 16,514 трлн рублей.

Читайте также:  Инструкция новичку: как заработать на бинарных опционах

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

Относительно процентной политики средства распределяются следующим образом:

  • 30,96% уходит на социальную политику.
  • 17,01% уходит на национальную оборону.
  • 14,11% уходит на национальную экономику.

Таким образом 2018 год дал очень мощный толчок для развития экономики других лет.

2019

2019 год был достаточно специфичным годом по прогнозам Министерства Финансов РФ. Колебания рыночных цен связано с изменениями показателей на зарубежных рынках, а также с санкциями США в отношении РФ. Относительно процентной политике характерно следующее:

  • Отчисления на соц.политику 24,5%.
  • Нац. оборону — 14,6%.
  • Нац. экономику — 13,2%.
  • Правоохранительную деятельность — 11,3.

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

И так далее по убыванию расходов экономики.

Актуальные показатели 2020 года

2020 год значительно изменяет экономическую картинку. Относительно 2019 года она сильно изменилась. Согласно прогнозам все нефтегазовые расходы должны упасть на 400 млрд. рублей.

Суммы получаемых дивидендов будут перераспределены между отраслями. Значительно увеличатся доходы от НДС — это, примерно, 8 трлн. Против прошлых 5,9.

Опираясь на статистические данные можно смело сказать, что Россия сможет уверенно войти в первую пятерку крупнейших экономических держав.

Согласно Федеральному Закону под номером 380 «О Хозяйственных партнерствах» на территории страны между предпринимателями и другими членами хозяйствования возможно установить такие отношение, при которых обязанности сторон строго регламентированы и поэтому обязательны к выполнению. Министерства регулируют правовые отношения между сторонами, а также процессы реорганизации и ликвидации.

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

Экономика страны находится под пристальным контролем властей, что принципиально важно при выстраивании долгосрочных и приносящих прибыль отношений между членами хозяйства.

Прогноз

В настоящее время правительство РФ нацелено активно тратить денежные средства на национальные проекты страны. Государство в праве самостоятельно определять важность реализации проектов.

Известно, что в 2020 году Президент РФ выделил около 1862,7 миллиардов рублей на развитие проектов, что говорит о важности исполнения намеченных государством целей. О том, каков путь развития экономики в 2021, 2022 годах пока сложно судить.

Значение налогов в бюджетном регулировании

Гиринский, А. В. Значение налогов в бюджетном регулировании / А. В. Гиринский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57763/ (дата обращения: 10.11.2020).



Составление бюджета любой страны – главная задача на плановый год. Эта процедура имеет множество особенностей и иногда существенно различается от страны к стране и от региона к региону. Платформой создания любого бюджета является его доходная часть. Исходя из этого постулата необходимо проанализировать доходную часть с тем, чтобы выделить существенные параметры структуры.

При тщательном анализе бюджета Российской Федерации мы видим, что основной частью дохода бюджета страны являются налоги. В среднем налоги занимают примерно 80 % доходной части, и это означает, что они играют решающую роль в обеспечении стабильного функционирования бюджетной системы страны.

Налоги — это безвозмездный и одновременно обязательный платеж на всей территории страны в соответствии с установленным законодательством. Следовательно, налоги должны платить как физические, так и юридические лица при условии, что такой налог установлен государством.

Ни одно лицо кроме государства не может устанавливать налоги и тем более требовать их уплаты с физических и юридических лиц. При составлении бюджета рассматриваются основные его виды с точки зрения балансирования доходной части бюджета.

Надо отметить, что с точки зрения соотношения доходов и расходов существует три основных вида бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный. Проанализируем каждый из них.

В случае профицитного бюджета доходная часть превышает расходную и в этом случае не генерируются проблемы отсутствия источников для сведения затрат. Определенная часть средств может идти в соответствующие фонды страны с целью создания финансового буфера при наступлении чрезвычайных обстоятельств.

Такие чрезвычайные обстоятельства могут появляться в связи с затяжными финансовыми кризисами мирового или локального характера, чрезвычайными природными явлениями, резкими изменениями внешней и внутренней конъюнктуры и т. д.

Похожая ситуация может складываться тогда, когда бюджет носит сбалансированный характер, и покрытие расходной части бюджета не связано с большими сложностями в изыскании ресурсов.

Более серьезные проблемы возникают при тех обстоятельствах, когда бюджет сводится с дефицитом. В этом случае практически не удастся избежать проблем с поиском денежных средств для полного покрытия расходной части.

Здесь сразу возникает вопрос: за счет каких источников может быть покрыт дефицит бюджета? Конечно, разумно предположить тот факт, что необходимо увеличить налоги. Такая точка зрения имеет под собой основания в виду того, что это большая часть структуры доходов.

Однако разносторонний анализ выявляет следующие недостатки данного решения проблемы. Можно выделить два направления увеличения налогов:

  1. Повышение дисциплины налогообложения (собираемость налогов). Задача эта крайне непростая, учитывая опасность офшорных схем и одновременно открытый доступ к ним. Важным фактором здесь является еще и то, что к офшорам проявляют особый интерес крупные компании. Крупные компании являются носителями высокого потенциала налогообложения и регулярность поступления налоговых средств от них в бюджет страны является особенно важной. Одновременно и контроль таких поступлений вызывает дополнительные сложности в связи с вышеизложенными обстоятельствами.
  2. Повышение самой ставки налогообложения. Такая мера может касаться как физических, так и юридических лиц и носить разнонаправленный характер. Здесь существует риск чрезмерного увеличения налоговых ставок. Однако при внимательном рассмотрении этого вопроса выявляется ошибочность такого тезиса. Необходимо понимать, что любое повышение налога – это автоматическое повышение нагрузки на бизнес и физические лица. Налоговая нагрузка на бизнес связана также с увеличением издержек и как следствие увеличение нагрузки на потенциальных и реальных покупателей. Такая ситуация неизбежно приведет в среднесрочной перспективе к падению платёжеспособного спроса и замедлению функционирования экономики в целом. Следовательно, рычаг применения повышения ставок органичен в эффективности и не может использоваться без обозначения определённых лимитов.

В доходной части бюджета существуют также источники пополнения финансовых ресурсов, так называемые неналоговые поступления. Это поступления от коммерческой деятельности государства на рынке недвижимости и углеводородов.

На сегодняшний момент подавляющая часть бизнеса, связанного с углеводородами, находится под контролем государства, эти доходы также идут в бюджет и составляют неналоговую часть. Арендная плата, взимаемая за аренду жилых и нежилых помещений, также может увеличивать доходную часть бюджета, если увеличить ее размер.

Однако здесь тоже есть проблемы, которые не так просто разрешимы, исходя из того факта, что размер арендной платы неизбежно скажется на цене конечного продукта и может сыграть негативную роль с точки зрения макроэкономического регулирования. Доходы от углеводородов также не являются величиной постоянной и могут колебаться в той или иной степени.

Это колебание может происходить как на основе повышающего, так и на основе понижающего тренда. Здесь необходимо также учитывать преобладание за последние годы понижающего тренда.

Таким образом, нужен еще какой-либо инструмент, который бы обеспечивал покрытие дефицита бюджета помимо увеличения налоговой части или изменения неналоговой части. В мировой и российской практике таким инструментом служит инструмент заимствования. Этот инструмент может применяться на внутреннем и на внешнем рынках.

Такой вариант может работать с разной интенсивностью, так как конъюнктура рынка вне страны и внутри ее весьма различна. За последние годы преобладают заимствования на внутреннем рынке, так как размещение госдолга на внешнем рынке связано с трудностями. Механизм заимствования построен на финансовом инструменте, который называется государственные облигации.

Читайте также:  Как заработать на своем блоге. изучаем подробности

Этот инструмент достаточно эффективно сочетает в себе скорость и объём процедуры. Внутренние и внешние займы могут осуществляться с помощью траншей облигаций через равные или определенные промежутки времени в зависимости от потребностей покрытия дефицита.

Через IPO и SPO осуществляется оборот финансовых инструментов и соответственно определенное количество таких облигаций занимает свою нишу финансового рынка. Необходимо также отметить, что государственные облигации являются высоколиквидным активом, что создает для них привлекательность на внутреннем рынке.

Облигации приносят доход в виде купонного дохода по купонным облигациям или проценты по процентным при предъявлении облигации к погашению. Кроме того, облигации могут приносить доход и в результате трейдинга этого вида ценных бумаг, т. к. эти активы присутствуют в листинге ведущих бирж страны по причине их высокой надежности и ликвидности.

Подводя итог, заметим, что налоги играют важную роль в формировании бюджета страны, однако не являются единственным источником дохода. Увеличение ставок налогообложения может привести в среднесрочной перспективе к замедлению экономического развития страны, а впоследствии и к существенным кризисным явлениям.

Литература:

  1. Апресова, Н. Г. Налогообложение бизнеса: правовые основы: Научно-практическое пособие для магистров / Н. Г. Апресова. — М.: Проспект, 2013. — 144 c.
  2. Апресова, Н. Г. Налогообложение бизнеса: правовые основы / Н. Г. Апресова, Е. Н. Ефименко. — М.: Проспект, 2013. — 144 c.
  3. Бабаев, Ю. А. Расчеты организации: учет, контроль и налогообложение: Учебно-практическое пособие для вузов / Ю. А. Бабаев. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. — 329 c.
  4. Базилевич, О. И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие / О. И. Базилевич, А. З. Дадашев. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. — 285 c.
  5. Балихина, Н. В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник для магистров, обучающихся по направлениям «Финансы и кредит» и «Экономика» / Н. В. Балихина, М. Е. Косов, Т. Н. Оканова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 623 c.

Основные термины (генерируются автоматически): доходная часть, доходная часть бюджета, налог, IPO, SPO, арендная плата, внешний рынок, внутренний рынок, неналоговая часть, среднесрочная перспектива.

Рост доходной части бюджета по средству налоговых доходов имеет проблемный характер.

Также необходимо провести реструктуризацию муниципальной собственности в части

Неналоговыми источниками доходов бюджетов третьего уровня бюджетной может стать и…

Таким образом, основу доходной части бюджета составляют налоговые, неналоговые поступления и безвозмездные поступления. Все существующие налоги, в том числе и региональные, регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации.

Ключевые слова: бюджет муниципального образования, доходная часть бюджета, собственные доходы, межбюджетные трансферты, риски неисполнения. В условиях сохраняющейся экономической нестабильности бюджетная политика Волгограда направлена…

НДФЛ составляет значительную часть налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, например, в 2013 доля НДФЛ в

Таким образом, налог на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета, как Российской Федерации, так и…

Доходную часть местного бюджета характеризуют данные табл. 1. По данным табл. 1. видно, что за период с 2013 по 2015 годы в доходах местного бюджета МО МР «Сыктывдинский» преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего бюджета.

Основным источником доходной части бюджета Ставропольского края являются налоговые и неналоговые доходы с преобладанием налоговых.

Наибольшая часть доходов бюджета Ставропольского края формируется за счет федеральных налогов (в основном, НДФЛ, налога

Роль НДС в формировании доходной части федерального… Структура налоговых доходов федерального бюджета закреплена в

Доходы и расходы федерального бюджета Российской Федерации. Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита…

Скачать Часть 4 (pdf). Библиографическое описание

Особенностью оценки компании на стадии pre-IPO для молодых развивающихся компаний является сложность прогнозирования будущих денежных потоков и спроса со стороны потенциальных инвесторов на акции.

При этом особенность доходной части региональных бюджетов — высокая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов. Преобладающая часть региональных и местных налогов занимают…

Доминирование социальной направленности расходов государственного бюджета

Вместе с тем, рассматривая среднесрочные успехи в области использования нефтяных доходов

При этом, по словам главы Счетной платы Татьяны Голиковой, в 2017 году Россия полностью…

2 Госбюджет, его функции и структура. Виды налогов

Госбюджет – главный финансовый план государства,
в котором отражаются его доходы и расходы
на конкретный период (на год).

Функции
госбюджета
:

  1. Перераспределение НД (от 20 % до 60 % НД перераспределяется в разных странах через госбюджет.

  2. Стабилизация национальной экономики.

  3. Осуществление государственной социальной политики.

Бюджетная
система Республики Беларусь:

  • Республиканский бюджет,
  • местные бюджеты.
  • Принципы
    построения бюджета:
  • 1. единства
    (сосредоточение в госбюджете всех
    расходов и доходов государства),
  • 2. полноты (учёт по
    каждой статье всех доходов и расходов),
  • 3. реальности
    (госбюджет должен учитывать конкретную
    экономическую и политическую ситуацию),

4. гласности (как
условие соблюдения прав человека).

Расходная часть
госбюджета.

Существуют разные
классификации государственных расходов:

  1. Трансформационные расходы – государственные инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, зпл, трансфертные расходы – расходы как прямая передача средств.

  2. Функциональный принцип распределения расходов (по целевому назначению).

  • военные,
  • экономические,
  • на социальные цели,
  • на внешнеэкономическую деятельность,
  • на содержание государственного аппарата управления.

Государственные
доходы:

1. Налоговые
и неналоговые доходы.

2. Обычные
и чрезвычайные доходы.

  1. Главное – налоговые
    поступления.
  2. Налоги – это
    обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством
    для выполнения своих функций.
  3. Функции налогов:
  4. 1) фискальная
    (аккумуляция средств в госбюджет),
  5. 2) регулирующая,
  6. 3) стимулирующая.
  7. С понятием “налоги”
    связано понятие “налоговая система”.
  8. Налоговая система
    – это совокупность налогов, взимаемых
    в государстве, а также форм и методов
    их построения.
  9. Принципы построения
    налоговых систем определил ещё А.Смит:
  10. 1) справедливость,
  11. 2) эффективность
    (минимальные негативные последствия
    для распределения ресурсов),
  12. 3) простота и
    дешевизна.
  13. Для соответствия
    всем этим принципам современные налоговые
    системы исполняют различные виды
    налогов, в основу классификации которых
    положены разные признаки.
  14. Налоги:
  1. В зависимости от объекта обложения:

  • прямые (устанавливаются на доход и имущество): подоходный налог, налог на прибыль, на социальное страхование;
  • косвенные (налоги на товары и услуги, включаемые в их цену): НСО, НДС, акцизы на наследство, на ценные бумаги.
  1. В зависимости от органов взимания:

  • государственные (подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины);
  • местные (поимущественные налоги, акцизы).
  • общие (в госбюджете) – обезличены
  • специальные (целевые) – на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС).

Каждый налог
содержит следующие элементы:

  • субъект (физические и юридические лица),
  • объект (доход, имущество),
  • налоговый оклад (сумма налога с одного объекта),
  • источник (заработная плата, прибыль),
  • налоговые льготы (полное или частичное освобождение от налога),
  • единица обложения (единица измерения объекта),
  • налоговая ставка (величина налога с единицы измерения).
  • Способы изъятия
    налогов:
  • 1) кадастровый (по
    реестру),
  • 2) декларационный
    (после получения доходов),
  • 3) у источника
    доходов (до получения дохода) – заработная плата, наследство,
  • 4) в процессе
    потребления (сборы с владельцев
    автомобильных транспортных средств).
  • Известна модель
    “кривая Лаффера”, ставящая вопрос об
    оптимальной величине налоговой ставки.

При r0
= max.R.
Дальнейшее увеличение налоговой ставки
сопровождается уменьшением налоговых
поступлений. При r
= 100 % производство становится бессмысленным.
Лаффер считал, что государство должно
изымать не более 30 % дохода предприятий и населения.

Читайте также:  Реальные отзывы: super birds - игра с выводом денег (топ-1)

Статьи государственного бюджета

Определение 1

Государственный бюджет – это совокупность доходов и расходов, запланированная и обязательная к исполнению на очередной календарный год.

Бюджетный процесс включает в себя этапы анализа бюджета прошедшего года, прогнозирования, разработки нового бюджетного плана, его утверждения, исполнения и завершающего контроля. Процесс обслуживается уполномоченными органами государственной власти.

В России разработкой бюджета занимается Правительство РФ утверждение проводится силами Федерального собрания в нескольких чтениях.

В случае возникновения разногласий относительно отдельных пунктов бюджета, формируется специальная комиссия, чьей основной задачей является достижение компромисса.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

За исполнение бюджета отвечает Федеральное казначейства страны. Оно может выполнять кассовые операции, открывать и закрывать счета, присваивать им определённые режимы. Федеральное казначейства выполняет контрольную функцию относительно органов власти, распоряжающихся бюджетными средствами, а также лиц, уполномоченных управлять ими.

Бюджет России состоит из трех уровней:

  • федерального;
  • местного;
  • регионального.

Межбюджетные отношения регламентируются Бюджетным Кодексом РФ. Существует так же понятие консолидированного бюджета. Это все финансовые средства страны, находящиеся в государственном ведении и управлении. Госбюджет является основой финансовой системы страны.

С его помощью государство обеспечивает свою деятельность, а также обороноспособность государственных границ. Часть средств идет на экономическое и социальное развитие общества. Стоит отметить, что госбюджет является инструментом государственного воздействия на экономику.

Через него органы власти могут влиять на хозяйственные процессы, стимулировать отдельные отрасли народного хозяйства.

Статьи доходов бюджета государства

Доход государственного бюджета представляет собой всю совокупность денежных средств, поступающих государству в виде налоговых и неналоговых отчислений, а также денег с предназначенных для внебюджетных организаций.

Около 84% доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Налоги являются обязательными платежами, проводимыми субъектами хозяйствования в пользу государства, путём отчуждения части их имущества на безвозвратной основе.

Это могут быть налоги на прибыль организаций, косвенные налоги, связанные с реализацией продукции и услуг. Некоторые налоги и платежи поступают только в федеральный бюджет, другие частично направляются в местные и региональные бюджеты.

Местные бюджеты, как правило, пополняются за счет земельного налога, а также налогов на рекламу, на действия дарения или вступления в наследство и лицензионных сборов. На региональном уровне аккумулируются налоги на дорожную часть домашних хозяйств, акцизы за добычу алмазов, подоходный налог, уплачиваемый иностранными гражданами в пользу бюджета.

Неналоговые поступления включают в себя деньги от эксплуатации имущества государства и муниципалитетов.

На счета бюджета могут поступать прибыль санитарных и государственных предприятий, доходы от услуг, оказываемых бюджетными организациями, проценты по кредитам, выданным иностранным государствам и международным организациям.

Так же неналоговые доходы могут складываться из иностранных займов, прибыли от размещения государственных ценных бумаг и других коммерческих доходов.

Особняком стоят доходы внебюджетных фондов, так как юридически они считаются независимыми от государственного бюджета. Однако, их связь с бюджетом очевидна. Средства внебюджетных фондов используются строго для определённых целей. Расходование средств идет на обеспечение социальных и экономических программ государства.

Статьи расходов бюджета государства

Под расходами государственного бюджета понимается распределение средств, находящихся в нем, согласно бюджетном проекту страны. Все расходы бюджета делят на текущие и капитальные расходы.

Текущие направлены на оказание поддержки субъектами государственной власти, а также для формирования субсидий и субвенций в рамках меж бюджетных отношений.

Капитальные расходы идут на инвестиционную деятельность, инновации.

В зависимости от выполняемых целей все расходы бюджета делят на:

  1. Военные расходы. Они идут на обеспечение национальной обороны, безопасности населения.
  2. Содержание государственного аппарата управления. Государство не может осуществлять коммерческую деятельность и получать доход. Обеспечение функционирования государства осуществляется за счет бюджетных средств. С помощью денег бюджета работает Президент, Правительство РФ, органы судебной и исполнительной власти, правоохранительным система, организации бюджетной сферы.
  3. Социальные расходы в виде компенсаций государственным организациям, обеспечивающим выплаты страхового характера. Средства, направленные на содержание учреждений государственной и муниципальной сферы деятельности и другое.
  4. Экономические расходы. Могут быть представлены в виде субсидий отдельным отраслям народного хозяйства. Средства бюджета используются для поддержания отраслей, не способных приносить существенные коммерческие доходы. Экономическое применение бюджетных средств предполагает погашение государственного долга, пополнение госбюджета драгметаллами, резервной валютой.
  5. Внешнеполитические расходы. Сюда относят расходы на организацию политической деятельности государства за его пределами, расходы в области международного сотрудничества и другое.

Расходы бюджета планируются так же, как и доходы. Их объёмы должны быть сбалансированными. На практике часто возникает профицит или дефицит бюджета.

В случае превышения доходов над расходами, часть свободных средств направляется на укрепление золотовалютного фонда, инвестиции в экономику, науку.

Если расходы превышают объем доходов, то государство стремится к уменьшению текущих и будущих расходов.

Что такое государственный бюджет. Федеральный бюджет России: доходы и расходы

Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени. В бюджете указаны источники поступления доходов и направления расходования денег.

  • Госбюджет включает в себя финансовые сметы всех ведомств, государственных служб, правительственных программ etc.
  • Государственный бюджет состоит из доходной и расходной части.
  • Основные статьи доходов госбюджета: налоги и сборы, внутренние и внешние займы, доходы госпредприятий, доходы от продажи государственного имущества, эмиссия денег.
  • Основные статьи расходов: социальные нужды, оборона и безопасность, развитие инфраструктуры, обслуживание государственного долга.
Источники доходов госбюджета Расходы госбюджета
    1. Социальные нужды
    2. Обороноспособность
    3. Обслуживание госдолга
    4. Развитие инфраструктуры
    5. Содержание аппарата управления

Бюджетный дефицит и бюджетный профицит

  • Бюджетная политика государства определяет соотношение между доходами и расходами.
  • Если доходы и расходы равны, то у государства сбалансированный бюджет.
  • Если расходы больше доходов, это называется дефицит бюджета.
  • Если доходы больше расходов, то имеет место профицит бюджета.

Меры борьбы с бюджетным дефицитом

Для борьбы с нехваткой денег в бюджете государство может:

Урезать государственные расходы. Урезание запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Выпустить государственные ценные бумаги. При этом увеличится государственный долг.

Выпустить дополнительную наличность. При этом эмиссия денег приведет к росту инфляции.

Федеральный бюджет России и региональные бюджеты

Россия — федеративное государство, поэтому в бюджетную систему РФ входят бюджеты разных уровней:

    1. Федеральный бюджет
    2. Региональные бюджеты — бюджеты субъектов РФ.
    3. Местные бюджеты — бюджеты муниципальных образований.
  • Федеральный и региональные бюджеты вместе образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
  • Бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (№145-ФЗ).

Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ

Федеральный бюджет РФ ежегодно составляет правительство, а затем утверждает Госдума.

Правительство представляет проект бюджета на следующий год на рассмотрение не позднее 1 октября текущего года. Он принимается Думой в виде закона — в трех чтениях. Затем, как и любой федеральный закон, бюджет утверждает Совет Федерации и подписывает президент.

Федеральный бюджет исполняется по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита начиная с 1 января. Исполнение федерального бюджета обеспечивает правительство РФ. В процессе исполнения бюджет может быть частично пересмотрен. По окончании года правительство отчитывается об исполнении бюджета.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ. Большая часть этих поступлений — налог на добычу полезных ископаемых, сообщает Федеральная налоговая служба.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *