Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

  • Название предмета и класс: экономика, 11 класс
  • Номер урока и название темы: урок №10 «Государственный бюджет»
  • Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
  • Понятие государственного бюджета.
  • Сальдо бюджета. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет.
  • Консолидированный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации.
  • Доходы и расходы государственного бюджета.
  • Источники финансирования дефицита бюджета. Государственный долг.
  1. Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

  2. Теоретический материал для самостоятельного изучения
  3. В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:
  4. Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

  5. Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.
  6. Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.

Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства.

Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей.

В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений.

Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е.

внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

  • Рисунок 2 – Пример задания практического модуля
  • Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:
  • 1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

1000 – 900 = 100 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

100 – 300 = –200 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

Вторая задача решается аналогично:

1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

1200 – 900 = 300 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

300 – 300 = 0 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

  1. Ответ: на рисунке 3.
  2. Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете
  3. Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

Рисунок 4 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • актуализировать понятие «налоги» (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства), акцентируя внимание на том, что налог – это прежде всего принудительный платеж;
  • ответить на вопрос о том, кто осуществляет взносы на социальное страхование. Получив ответ на этот вопрос, станет очевидно, что граждане, осуществляя отчисления на социальное страхование, вносят в определённой степени принудительные платежи;
  • сформулировать определение понятия «приватизация» (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки), обратив внимание, что приватизация может предполагать продажу, следовательно, и доход;
  • прибыль от государственных предприятий – это, безусловно, не налог, но доход.
  • Ответ: на рисунке 5.
  • Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете
  • Рисунок 5 – Пример решения задания практического модуля
  • Основная и дополнительная литература по теме урока:
  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 140–142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 112–120.

Какие налоги и в какие бюджеты мы платим?

Разбираемся, сколько денег мы отдаём государству, какие платежи остаются в регионе, а какие уходят в Москву.

Постоянно говорят, что все наши налоги уходят в Москву. Хотелось бы понять, сколько на самом деле мы платим федеральному центру и сколько денег остаётся на местном уровне.

В России существует более 20 видов прямых и косвенных налогов. Для большинства работающих граждан можно выделить шесть основных:

  • налог на доходы физических лиц;
  • страховые взносы в пенсионный фонд;
  • страховые взносы в фонды обязательного медицинского и социального страхования;
  • НДС;
  • имущественный налог;
  • транспортный налог.

Они перечисляются в бюджеты разных уровней: федеральный, региональный или местный.

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджетеДоступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

Также к прямым и косвенным налогам и обязательным платежам можно также отнести:

  • штрафы за правонарушения и государственные пошлины (некоторые зачисляют в федеральный бюджет, другие — в региональный);
  • акцизы: на спиртосодержащую и алкогольную продукцию (уплачиваются частично в федеральный, частично — региональный бюджет), на табак (уплачивается в федеральный бюджет), бензин и дизельное топливо (12% уплачивается в федеральный бюджет, 88% — в региональный);
  • таможенные пошлины и утилизационный сбор (закладывается в стоимость автомобиля) — зачисляются в федеральный бюджет.

Как видно, далеко не все налоги остаются в распоряжении того региона, где они были собраны. Действующая налоговая политика такова, что значительные суммы сначала уходят федеральный в бюджет, а потом возвращаются в виде трансфертов в региональные и муниципальные бюджеты.

На мой взгляд, такая система недостаточно эффективна, — считает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.

— Поскольку не стимулирует регионы к собственному развитию и порождает иждивенческие настроения: когда слабые регионы, рассчитывая на дотации и финансовую помощь, не заинтересованы в расширении собственной налоговой базы за счет активизации бизнес-процессов, повышения инвестиционного и делового климата», – говорит эксперт. — Необходимо, чтобы была налажена работа по повышению конкурентоспособности регионов, а как следствие, и всей России.

Читайте также:  Как играть в Goldenbirds? Мои советы по игре

Доходы областного бюджета по итогам 2017 года составили 46,6 млрд рублей, из них налоговые доходы — 27,3 млрд рублей. Всё остальное — это безвозмездные поступления (субвенции, субсидии) и неналоговые поступления (штрафы, платежи за пользованием имуществом государства и т.д.).

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

Источник: Бюджет для граждан, 2017

Доходы бюджета города Кирова по итогам 2017 года составили 11,2 млрд рублей, из них налоговые — всего 3,9 млрд рублей. Самая большая доля налоговых доходов — 2,5 млрд рублей (64,6%) — приходится на НДФЛ.

Предположим, что условный житель города Кирова Николай получает «белую» среднюю по области зарплату — 27576 рублей (по данным Кировстата на июль 2018 года), водит отечественный автомобиль, в месяц выкуривает 15 пачек сигарет и выпивает 2 бутылки водки. Также у него есть ½ доли в квартире в ипотеке и ⅓ доли на даче — 6,6 соток.

По теме

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете Почему в Кирове такие маленькие зарплаты?

13711 53

Начнём с зарплаты. На руки после вычета НДФЛ Николай получит 23992 рубля, а 3584 рубля от его дохода уйдут в региональный бюджет. Также его работодатель заплатит в бюджет ещё 8271 рублей — в виде обязательных платежей. Эти деньги пойдут в ПФР, ОМС и ОСС, но, в отличие от НДФЛ, в сумму зарплаты сотрудника они изначально не входят.

Николай водит отечественный автомобиль, который расходует 10 литров на 100 км пути (с учётом пробок). Он садится за руль дважды в день в течение 5-дневной рабочей недели — на работу и обратно. В месяц “наматывает” по 500 км, заправляется АИ-95 по цене в среднем 44,84 рубля за литр.

Соответственно, в месяц он по самым скромным подсчётам тратит на бензин 2200 рублей. По данным ФАС, 65% стоимости бензина — это налоги (акциз, на добычу полезных ископаемых, НДС и т.д.). То есть так или иначе Николай отдаёт по 1408 рублей в месяц в виде налогов. Плюс транспортный налог — около 170 рублей в месяц.

За дачу и квартиру он заплатит 33,4 рубля в месяц.

Николай тратит на товары первой необходимости и услуги 3 тысячи рублей в месяц.

По данным Росстата за 2015 год, НДС и другие виды налогов составляли до 7% цены продовольственных товаров и до 9% — для непродовольственных. Допустим, Николай купил осеннюю куртку на все эти 3 тысячи.

270 рублей от этой суммы — это налоги. Также за свои вредные привычки он отдаст ещё более 800 рублей в виде акцизов на водку и табак (без учёта НДС).

Таким образом, прямо или косвенно ежемесячно наш герой платит не менее 6 тысяч рублей. Работодатель Николая платит ещё более 8 тысяч рублей в виде социальных взносов. По подсчётам профессора МГУ Александра Аузана, косвенные налоги в России составляют 48% от реальных доходов россиян, а не 13% НДФЛ.

Источник информации: Налоговый кодекс РФ. Подсчёты налогов являются приблизительными.

Налоги — это, конечно, важно, но далеко не всё (В.В.Путин). Анализ «налоговой тематики» в обращении Президента РФ от 23 июня 2020

Вчера вечером, 23 июня, накануне Парада Победы, к гражданам России обратился Президент РФ В.В. Путин.

  Он подвел итоги борьбы с коронавирусом, рассказал о достижениях отечественной медицины, поделился планами на восстановление экономики и др. Но особенно много было сказано именно о налогах.

Вот про сказанное о налогах мы и поговорим…

Доступное объяснение для каждого: о налогах и госбюджете

1. Нравится мне такой афоризм: «О чем бы вам не говорили, вам говорят о деньгах». Эта фраза постоянно подтверждается жизнью.

Если его немного переиначить, то получится так: «О чем бы вам не говорили власти, вам говорят о налогах» (©А.В. Брызгалин).

И в этом, наверное, нет ничего удивительного, ведь налоги это тот язык, на котором государство разговаривает со своими подданными.

А при демократии, голосуя на выборах за «кандидатов власти», мы вручаем им право устанавливать те налоги, которые мы будем с вами в дальнейшем платить.

Поэтому я и не удивился, что вчерашнее выступление Президента на 2/3, если брать реальный контент, состояло  из «налогов».

Новостей, собственно, три.

2. Уж я не знаю, сознательно или бессознательно, но Владимир Владимирович очень точно сформулировал одну наиважнейшую сентенцию о проблемах современного налогообложения. Дело в том, что разрешение самых главных проблем налогообложения, как бы странно это ни звучало, лежит вне сферы налогообложения.

Ведь «собрать побольше налогов» само по себе – это не есть самое главное, это не главная цель. Ну, собрали вы 20 трлн.

налогов и что? Дальше то как? Налоги ценны не сами по себе, налоги это не только источник «содержания государства, полиции и армии», но и фонд для распределения общественного блага, а в последние десятилетия, еще и источник для культурного и экономического общественного развития.

Многие налогоплательщики не желают платить налоги не в силу собственной порочности, а в силу не согласия с расходной, т.е. с бюджетной политикой властей. Знаменитый мем «чем больше я уплачу налогов, тем больше их украдут или закопают в никуда» есть реальное проявление с перераспределительной политикой государства. 

Думается, что решение бюжтено-расходных проблем государства во многом будет способствовать и разрешению налоговых проблем, причем без всякого ужесточения налогового контроля, ответственности, санкций и прочего администрирования. Но это очень глобальная проблема, о чем, наверное, надо вообще говорить отдельно. И если Президент это понимает, то это очень хорошо.

И еще одно значение имеют сказанные Президентом слова. Попытка решить все проблемы экономики через налоги – это очень утопично и недальновидно. Помните расхожую фразочку из 90х: «Все болезни от нервов, а в экономики — от налогов». Это и так, и, конечно, не так…

Налоги – только один из инструментов регулирования экономикой. Одними налогами ничего не решить (хотя и решить можно многое).

Например, сельское хозяйство… Уж каких там только налоговых льгот нет, а до процветания далеко. Или взять малый бизнес, о котором в последнее время не говорит только лишь ленивый.

Льгот – вроде огромное количество, а не «взлетает» малый бизнес, а наоборот, чувствует себя всё хуже и хуже.

Поэтому прав В.В. Путин, 100 раз прав: «Налоги – это, конечно, важно, но далеко не всё».

3. Россия впервые почти за 20 лет отказывается от плоской шкалы НДФЛ и вводит прогрессивную хотя и очень мягкую шкалу

Честно говоря, единой 13 % ставки НДФЛ у нас никогда не было, были ставки и 9 %, 30 % и 35 %, но все-таки основная была именно 13%, причем независимо от размера облагаемого дохода.

Однако с 1 января 2021 г. доходы свыше 5 млн. руб., как сказал Президент, будут облагаться по ставке 15 %. Дополнительно собранный НДФЛ будет иметь целевое назначение — деньги пойдут на лечение тяжело больных детей.

Тут, конечно, много вопросов, которые, возможно, будут разрешены в будущих законопроектах. Например, такой вопрос: НДФЛ федеральный налог, но зачисляется он полностью в региональные бюджеты. Как же будет выделяться дополнительные 2 %? Или весь НДФЛ, который будет взиматься свыше 5 млн. пойдет на какие-то специальный счета, с которых и будет осуществляться целевой расход?

Интересно также отметить, что информация о том, что Правительство и Администрация Президента обсуждают введение прогрессивной шкалы НДФЛ как одной из возможных антикризисных мер, говорил еще пресс-секретарь Президента РФД.С.Песков, по словам которого «окончательные решения пока не принимались, но обмен мнениями идет «весьма интенсивно и в сжатые сроки».

Предполагалось, что НДФЛ могут повысить для тех, чьи доходы превышают 2–3 млн. руб. в год. Тут же возбудились и ГосДума, идею о введении прогрессивной шкалы НДФЛ поддержали все фракции Госдумы.

В самом Правительстве в это время обсуждение повышенияставки НДФЛ опровергалось. «Этот вопрос не обсуждается» — заявили в пресс-службе Правительства. Можно предположить, что Правительство вообще было выведено из состава участников дискуссии, что по меньшей мере странно, учитывая, что Премьер-министр именно налоговик с 10-летним стажем.

Кстати, еще 19 июня депутаты фракции «Справедливая Россия» в ГосДуме предложили ввести прогрессивную шкалу налогообложения, соответствующий законопроект был направлен в Правительство для получения отзыва.

В законопроекте предлагались следующие ставки НДФЛ:

  • для граждан с доходами до 24 миллионов рублей в год – 13%;
  • для граждан с доходами свыше 24 миллионов рублей, но не более 100 миллионов рублей – 15%;
  • для граждан с доходами свыше 100 миллионов рублей, но не более 250 миллионов рублей – 17%;
  • для граждан с доходами свыше 250 миллионов рублей – 18%.
Читайте также:  Как писать статьи на строительную тематику для вывода в топ1

Как сообщал тогда  председатель «Справедливой России» С. М. Миронов, целью законопроекта является не только сокращение разрыва между доходами граждан. Предусмотренные законопроектом механизмы будут стимулировать богатых россиян на льготных условиях вкладывать средства в развитие предприятий, которые им принадлежат (более подробно см. здесь).

  • Моя же личная позиция по поводу прогрессивной шкалы за много лет пока не изменилась.
  • Если в 2х словах, то моя позиция была и есть следующая:
  • Тезис 1: Прогрессию лучше не вводить, так как толку от нее будет не так много, как кажется, а вот расходы бюджета на администрирование возрастут, появится дополнительный стимул для уклонения от уплаты НДФЛ (что неизбежно скажется на страховых взносах), достижение «справедливости» здесь более чем относительным, а вот по «экономическим стимулам» прогрессия бьёт непосредственно.
  • Тезис 2: Если уж без прогрессии для НДФЛ не обойтись, то она должна быть чисто символической, и я очень рад, что вчерашнее предложение Президента этому тезису полностью соответствует.

4. Вводится фиксированная сумма налога на владение контролируемой иностранной  компанией (так называемых «КИК»).

Если раньше при владении КИК владельцу было необходимо определять её нераспределенную прибыль и уплачивать с неё налог по ставки 20 % для юрлиц или 13 % для физлиц, то сейчас вводится общее правило –  с КИКа без всякой отчетности взимается  фиксированный налог в размере 5 млн. руб. Этакое ЕНВД на международном уровне.

Фактически государство вводит «фиксированную плату» за владение иностранными компаниями.

Если кто-то думает, что при миллиардных прибылях можно будет «откупиться» 5 млн. тот ошибается, т.к.

существует множество других институтов, например институт «фактического получателя доходов», через которые можно будет получить все налоги в полном объеме.

А еще не забывайте, что Россия готова пересмотреть соглашения об избежании двойного налогообложения со всеми странами и уже ведет такую работу с Кипром, Мальтой и Люксембургом.

Вопросов здесь пока великое множество, поэтому комментировать пока что-то конкретное сложно. Вот дождемся проекта закона, тогда и станет понятно, что конкретно имел в виду Президент.

Однако очевидно, что для всех владельцев убыточных и низкоприбыльных КИКов возникает четкая экономическая установка — закрыть эти никчемные конторы, т.к. если ваша прибыль минимальна, то 5 млн. за один только факт владения становится слишком дорогим.

Те же, кто до сих пор не сообщил в налоговые органы о владении КИКом, должен понимать, что он в скором будущем будет рисковать не только 100.000 руб. штрафа «за неуведомление» как сейчас (см. ст.129.6 НК РФ), но и 5 млн. доначисленного налога, а также пени.

4. Как сказал Президент, для сферы IT будут установлены дополнительные и вообще беспрецедентные фискальные льготы — пониженная ставка по страховым взносам с 15 до 7.6 % и налог на прибыль с 20 до 3 % . Называется это всё красивым словом «налоговый маневр». 

Рискну предположить, что IT-сфера любимое детище Президента.

Так, кто не помнит, подскажу, что в своем Послании к Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года Президент говорил:  Одной из самых быстроразвивающихся отраслей стала у нас, … IT-индустрия, что очень радует.

Объем экспорта отечественных компаний за 5 лет вырос вдвое. Я сейчас приводил цифры объема экспорта оборонки, сельхозпродукции. Оборонка – это 14,5 млрд. Совсем недавно IT-технологии составляли цифру, которая приближалась к нулю, сейчас – 7 млрд. долларов.

Прошли годы, и вот мы видим, что и без того низкие ставки по страховым взносам в 14 %, Президент снижает еще в 2 раза. Да еще и налога на прибыль устанавливается сугубо символическим.  

Интересно отметить, что ходили служи — для технологических компаний будет отменен и НДС с рекламы разработок и софта на иностранных цифровых площадках, а разработчики программного обеспечения смогут получать специальные субсидии (более подробно см. здесь), но Президент об этом не сказал. 

А еще Президент сказал о том, что цель этих мер — стимулировать экспорт российского софта, а также вернуть российские компании из других юрисдикций обратно в страну.

Как эта  инициатива Президента будет реализована, покажет, опять же, текст законопроекта.

Но уже сейчас можно сказать, что порядок и условия применения пониженных ставок по страховым взносам для IT-компаний определяются подп.3 п.1 и подп.1.1 п.2 ст.427 НК РФ.

Еще можно сослаться на письмо ФНС от 3 апреля 2019 г. № БС-4-11/6075@ по этому поводу. Можно предположить, что скорее всего власти просто понизят ставку до 7.

6 %, а все иные условия останутся прежними (или может быть что-то добавится)..

5. Президент РФ сказал и о самозанятых и косвенно об их налогах.

Во-первых, Президент отметил, что этот «эксперимент» показал хорошие результаты и в настоящее время в России насчитывается более 700.000 тысяч самозанятых. 

Думаю, что это число наверняка возрастет, т.к. с 1 июля все регионы России вправе вводить режим «Налог на профессиональный доход» на своих территориях.

 Напомню, что 1 апреля Президент РФ подписал Федеральный закон № 101-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлениюспециального налогового режима «Налог на профессиональный доход», согласно которому с 1 июля 2020 года субъектам РФ, не участвующим в эксперименте по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», предоставляется право ввести на своей территории данный налоговый режим.

Во-вторых, Президент отметил, что для новых самозанятых сохранятся ранее обещанные преференции в виде налогового капитала. 

Кроме того, Президент предложил предоставить право на «самозанятность» подросткам в возрасте 16 лет. 

Таким образом, Президент своё слово сказал. Ждем реализации его инициатив в проектах и в подробностях, ибо сами понимаете, очень часто детали на много важнее идеи и замысла. 

Бюджет и налоги

Итак, расходы государства немалые и без них, действительно, не обойтись. Но расходы должны обеспечиваться доходами. Откуда берет государство деньги? Частично из прибыли государственных предприятий.

И это был основной источник до перестройки – ведь при социализме практически все предприятия принадлежали государству.

В рыночной экономике бюджет наполняется преимущественно по налоговым каналам с некоторой добавкой в виде уплаченных штрафов, пошлин, реализованного имущества, которое принадлежало государству и некоторых других. Налогов существует огромное количество и разнообразие.

Они бывают федеральные и местные. Федеральные перечисляются в федеральный бюджет, то есть в бюджет всей страны, а местные идут местным органам и обеспечивают решение вопросов на городском (муниципальном), районном, областном уровне.

  • Основными налогами выступают налог на прибыль, взимаемый с предприятий и подоходный налог, уплачиваемый гражданами (а есть еще налоги на транспортные средства, земельный налог, налоги на наследство и дарения и много-много других).
  • Некоторые налоги существуют практически постоянно и общеприняты во всех развитых странах, другие могут иметь временный характер и быть обусловленными какими-либо чрезвычайными обстоятельствами, особенностями национальной экономики или преследовать определенные цели.
  • Предназначение налогов, особенно, взимаемых с граждан, большинству даже не очень знакомых с экономической наукой и практикой, хорошо известно – с одной стороны, они служат источником бюджетных поступлений, с другой, хотя бы частично, выравнивают уровни доходов, внося элемент социальной справедливости. Налоги бывают:
  • • прогрессивные (увеличение ставки налога по мере увеличения суммы, облагаемой налогом);
  • • регрессивные (все наоборот, и существуют, пожалуй, только в теории), с «плоской» шкалой, когда ставка остается неизменной независимо от уровня облагаемой суммы.

Специалистам известен и шедулярный (слово диковинное, но если вспомнить английское «schadule» – шкала, то можно примириться и с ним) налог, который часто путают с прогрессивным.

Действительно, они похожи, поскольку предполагают увеличение ставки налога по мере увеличения облагаемой суммы.

Но разница заключается в том, что ставка прогрессивного налога возрастает равномерно, а в случае шедулярного налога, облагаемая сумма разбивается на своеобразные ступени и каждая ступень облагается по своей ставке.

Налоги разделяются на прямые и косвенные (акцизы):

• Прямой налог уплачивается непосредственно получателем дохода в определенной сумме, рассчитанной в соответствии с существующими законами и инструкциями.

• Косвенные налоги заложены в цену реализуемого товара (например, на предметы роскоши, табак, алкоголь). Покупатель уплачивает его сам того не замечая, а в большинстве случаев и не подозревая о его существовании.

Покупая товар, он одновременно оплачивает и товар и налог, поскольку такой налог включен в цену товара.

Необходимо помнить, что впоследствии уплаченная сумма «расщепляется» на составные части и перечисляется по назначению получателям.

В период социалистического строительства считалось, что косвенные налоги, поскольку они относятся преимущественно к предметам роскоши или вообще необязательного для простых граждан потребления (алкоголь, табак, деликатесы), выполняют важную социальную роль, выравнивая уровни доходов, изымая лишние средства у более обеспеченных слоев, а потом, через бюджет, возвращаются в общество и расходуются на общественные потребности.

Налоги в руках государства служат серьезным и действенным инструментом регулирования экономики. Не говорим о бюджете, который позволяет государству непосредственно выполнять свои функции.

Варьирование налоговых ставок, введение или отмена налогов в целом или только на определенные виды деятельности, изменение ставок, применение льготных ставок для видов деятельности, которые желательно простимулировать (вплоть до налоговых каникул) или повышение для тех, которые целесообразно притормозить – объединяется понятием налоговая или бюджетная политика государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Налогообложение в РФ

7. Специальные налоговые режимы.

7.1. Упрощенная система налогообложения (УНС).

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Налогоплательщики (ст. 346.12 НК РФ): налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Организации и предприниматели вправе перейти на УСН при следующих условиях:

Читайте также:  Где взять идею для бизнеса в интернете. Лучшие варианты идей

— по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы от реализации (без НДС) не превысили 45 млн. рублей.

Применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ, подразумевает замену налогом при упрощенной системе налогообложения целого ряда налогов.

Для организаций:

  1. налога на прибыль организаций;
  2. налога на имущество организаций, используемого в предпринимательской деятельности (кроме имущества, облагаемого исходя из кадастровой стоимости);
  3. НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

Для ИП:

  1. налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  2. налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
  3. НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

Однако, НДС нужно будет перечислить в случаях: — ввоза товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области); — осуществления операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ; — при исполнении обязанностей налогового агента в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса РФ; — а также в случаях выставления покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ)

После перехода на УСН организация (предприниматель) останется плательщиком следующих налогов (взносов, обязательных платежей):

— сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; — госпошлины; — водного налога; — транспортного налога; — земельного налога; — налога на имущество организаций (физических лиц) по имуществу, налоговая база по которому определяется как их кадастровая стоимость; — страховых взносов; — взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Ограничение на переход и применение.

  1. Ограничения по доходам.
  2. Ограничения по видам деятельности.
  3. Ограничение по структуре организации.
  4. Ограничение по структуре уставного капитала.
  5. Ограничение по средней численности работников.
  6. Ограничения по стоимости имущества.
  7. Ограничения по использованию различных систем налогообложения.

Так, например, не вправе применять упрощенную систему налогообложения: — организации, имеющие филиалы и (или) представительства; — банки; — страховщики; — негосударственные пенсионные фонды; — инвестиционные фонды; — профессиональные участники рынка ценных бумаг; — ломбарды; — частные нотариусы и адвокаты; — бюджетные учреждения; — иностранные организации; — организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и т.д.

В соответствии со ст. 346.18 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

7.2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Налогоплательщики (ст. 346.26 НК РФ)

ЕНВД – система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД прекрасно сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем – то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у вас чиновниками.

  • Единый налог на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов деятельности, определенных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ:
  • 6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
  • Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика.
  • Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке

1) оказание бытовых услуг; 2) оказание ветеринарных услуг; 3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; 4) оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; 5) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов (при эксплуатации не более 20 транспортных средств) и пассажиров; 7) оказание услуг общественного питания, через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей или осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров; 8) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций; 9) размещение рекламы на транспортных средствах; 10) оказание услуг по временному размещению и проживанию, если площадь помещений не превышает 500 квадратных метров.

Налоговым периодом признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).

Ставка налога составляет 15% величины вмененного дохода.

ЕНВД отменяет налоги: — налог на прибыль; — налог на имущество организаций; — НДС (кроме таможенных и агентских налогов).

7.3. Патентная система налогообложения (Глава 26.5 НК РФ).

Патентная система налогообложения (далее — ПСН) применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах, и используется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ: — занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности; — розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; — розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети. Таким образом, применять ПСН вправе коммерсанты, занимающиеся медицинской или фармацевтической деятельностью, имеющие лицензию на указанные виды деятельности.

Дополнительные комментарии по возможности применения ПСН ИП, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность даны в Письме Минфина РФ от 27 января 2017 г.

N 03-11-12/4167: «индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере реализации лекарственных средств и препаратов через аптеки, то есть занимающийся частной фармацевтической деятельностью, вправе применять патентную систему налогообложения в отношении данного вида предпринимательской деятельности».

Налогоплательщиками ПСН признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой.

Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном настоящей главой.

Документом, удостоверяющим право на применение ПНС, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Патент на право применения ПСН выдается налоговыми органами по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/599 «Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения»

В соответствии с подпунктом 45 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН применяется ИП в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

Согласно пункту 3 статьи 346.43 Кодекса розничной торговлей в целях применения патентной системы налогообложения признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи.

При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам.

Поэтому, ИП с лицензией на фармацевтическую деятельность в данном случае следует получить два патента (на фармацевтическую деятельность и на розничную торговлю прочими товарами).

Налоговая ставка. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 346.51 НК РФ). При этом налоговая ставка по общему правилу составляет 6% (пункт 1 статьи 346.50 НК РФ).

До 01.07.2019 предприниматели, осуществляющие медицинскую или фармацевтическую деятельность, перешедшие на ПСН, при осуществлении расчетов вправе не применять контрольно-кассовую технику

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *